ИСТОРИЯ ТРОСТИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Первая школа в деревне Тростино была открыта ещё в сентябре 1883 г. в небольшом старом доме, который принадлежал помещику. Первой учительницей была Екатерина Фёдоровна Осмаловская. В конце учебного года приказчик помещика объявил, что школа закрывается. Следующие два года занятия проходили в наёмных хатах.
В 1886 г. была построена церковно-приходская школа. Первым учителем в ней был Николай Шевцов. Учебники были на русском языке, славянскому языку, церковно-славянском языке. Учебниками были «Букварь», «Евангелие», «Закон Божий» изучали по «Библии». Во всех школах были певчие хоры. Учитель получал 20 рублей зарплаты. Учителями в Тростинской церковно-приходской школе работали Николай Добровольский и Поликарп Соколов.
В 1928 г. школа получила новое деревянное здание. В это время учителем был Фёдор Самофалов (работал в школе еще в дореволюционный период). Он и похоронен на кладбище в деревне Тростино. В 1930 г. вместе с ним работали Марченко Ефросиния Ничипоровна, Фёдор Евдокимович Уткин.
Действовала школа и во время войны. Занятия проводила учитель русского языка и литературы Анна Александровна Коржецкая.
В 1965 г. Тростинская школа вновь сыграла новоселье, но уже в двухэтажном здании. Директором стал Иван Ничипорович Балыка, который возглавлял школу в 1965 -1967 гг. После его школой руководили Виктор Фёдорович Якименко (1967-1969 гг.), Василий Иванович Вацура (1969-1970 гг.), Иван Андреевич Сотников (1970-1983 гг.), Михаил Васильевич Пугачов (1983-1986 гг.), Виктор Тимофеевич Хроменков (1986-1987 гг.), Мария Васильевна Барыбкина (1987-2002 гг.), Жанна Васильевна Казакова (2002-2004 гг.), Елена Яковлевна Смолякова (2004-2008 гг.), Наталья Александровна Романовская (2008 – 2013 гг ). Елена Яковлевна Смолякова (2013г) [3, с.482]
В Тростинской школе работали такие выдающиеся педагоги, как заслуженный учитель БССР Иван Андреевич Сотников, отличник народного просвещения Беларуси Галина Павловна Елисеева, делегат съезда учителей БССР в 1978 году – Кривошеева Вера Семеновна.
Об истории нашей школы мы много узнали интересного из воспоминаний бывшего учителя Парфёна Сурты, который 16 ноября 1967 г. на адрес Тростинской СШ прислал письмо.
«… В 1905 году окончил курс учения в Хотимской Минист. Народного Просвещения школе, где я проучился два года. Как дальше поступить со мной в отношении учёбы, отец мой пошёл к попу, как первому советчику на селе, учить ли дальше своего сына. Он и говорит отцу, что не отдавай сына никуда учиться, а пусть он держится рогача (сохи), от этого будет больше пользы. Узнав об этом, наш сосед Зенченко Максим (он был в то время первым учителем в Беседовичах) позвал меня к себе и ещё 4-х моих товарищей, окончивших Хотимскую школу, и говорит нам: « Ни слушайте никого, вот вам каждому даю по рублю, идите и поступайте учиться в ближайшую Каничскую второклассную учительскую школу. Эта школа самая доступная для крестьянских детей ». Она находилась от Беседович от 35-44 км. Мы впятером отправились пешком поступать, о чём наши родители не знали. Выдержали экзамен. Приходим домой и рассказываем о своём путешествии и экзаменам своим отцам, что поступили в Каничскую школу, только нужно платить за право учение за год 24 руб; квартира, питание и одежда за свой счёт. Отцов мы своих кое-как убедили. Они набрали необходимые продукты питания и завезли нас к месту назначения. Живя впроголодь все три года, упорно трудились над учебниками по всем предметам, успешно окончили курс учения в этой школе в 1912 году и получили диплом на звание учителя нач. школы. Далее я продолжал повышать свою квалификацию на курсах, заочная учёба в Могилёвском пединституте литфак, закончить который не пришлось ввиду призыва в РККА. В 1014-15 г. работал в нач. школе в Черниговской губернии, а потом решился перевестись на работу в Климовский уезд, а чтобы перевестись в другую школу, нужно было явиться в уезд к благочинному, который заведовал всеми школами уезда. На приёме благочинный сделал мне экзамен по закону божию, потом назначил меня учителем у-пр. школы в с. Тростино. Это была самая разруха – 1-я Отечественная война.
Когда я явился к заведующему школы попу Ф. Савиничу, он меня повёл знакомить со школой. Небольшая сосновая роща на горке почти в центре села. В ней стояла маленькая деревянная церковь, а метрах в десяти от церкви и «школа», вернее сторожка, в которой находился церковный сторож. Маленькая деревянная избушка 6*5 мтр. покрытая соломой, других построек около нее никаких не было. Два маленьких окна, в углу стояла большая печь, пол ветхий с большими щелями и ходуном ходил; пять больших парт топорной работы и не соответствовали росту учеников. Две доски на козлах служили вместо стола и ломаная табуретка, ведро с водой. Классная доска от долгого употребления вместо чёрной стала белой. Школьных пособий не было, даже отсутствовали и такие необходимые предметы как-то: классные счёты, арифметический ящик, географические карты. В школе обучалось 15-20 мальчиков, а девочек не отдавали в школу учиться, их заставляли дома прясть лён на самотканую одежду, а верхняя (свитка) была из самотканого белого сукна. Все дети ходили в лаптях. Все ученики делились на три группы. Учебников было совсем мало, один на троих. Бумаги не было, а если и доставал поп, то не линейная, чистыми листами (она была дешевле). Приходилось учителю полные вечера сидеть да линееть, особенно 1-го класса в косую линейку.
Занятия мешали проводить верующие крестьяне, которые приходили из церкви в школу, чтобы обогреться. Сам заведующий школой Ф. Савинин преподавал Закон божий, мог явиться на занятия, когда ему заблагорассудится, если даже и урок не окончен, тогда учитель должен уступить ему. Из учителей, работавших со мной в Тростино, я никого не знаю, т.к. почти все в то время участвовали в Великой Отечественной войне. А кто вообще из учителей, работавших в то время со мной, участвовали в войне, партизанском движении и на заслугах, чтобы описать, для этого потребуется много времени.
С тов. приветом П. Сурта» (стиль изложения автора сохранён)
Из данного письма мы узнали не только о школе времен Первой мировой войны, но и организации учебного процесса.
раскрыть » / « свернуть