Правила подготовки к зачетам и экзаменам
и корректного поведения при их сдаче преподавателям
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинаре), чтобы Вы точно знали, где что у Вас записано, и эта работа может занять много времени, но все остальное — это уже технические детали (главное — это ориентировка в материале!).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность учащегося, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход учащегося, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому учащийся обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» — это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно — это очень сложная и важная для учащегося работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее — «кучи») учебной информации. Если учащийся самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие учащиеся даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.
• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему учащемуся лучше демонстрировать свои познания (точнее — ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).
• Если у учащийся имеется сильное несогласие с тем. что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала учащийся должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
• Если преподаватель, с точки зрения учащихся, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться... Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие»).
КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ
Учеба — это всегда большая нагрузка на память. Многие учащиеся убеждены, что именно память самый важный психический процесс, и если в ночь перед экзаменом как следует напичкать свою память необходимой информацией, то успех обеспечен. Возможно, за счет объем! кратковременной памяти в таком случае удастся сдать экзамен. Но есть большие сомнения, что нужный материал сохранится в памяти надолго. Любопытно, что было бы если бы экзамен провели повторно через неделю? Думается, ЧТО УЧАЩИЙСЯ, ГОТОВИВШИЙСЯ ТОЛЬКО ОДНУ H0ЧЬ вспомнил бы только ничтожно малую часть информации Усвоение материала предполагает задействование не только кратковременной памяти, но и внимания, мышления, воображения, а самое главное — системности в работе.
1. Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель— запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания. Осознай, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.
2. Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмоциональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится.
3. Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Откажись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Последовательность работы примерно такова: 1) понять; 2) установить логическую последовательность; 3) разбить материал на части и найти в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт»; 4) запомнить именно их и использовать как «вешки»-ориентиры. Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс-минус 2 единицы информации в среднем может одновременно ухватить наша память.
4. Если выполнение какого-либо задания прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с заданиями, благополучно выполненными (эффект Зейгарник).
5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще. Оптимальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истечении 16 часов часть текста забывается.
6. Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и с утра. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное — постараться сразу же запомнить что-нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику после математики, а политологию после социологии.
7. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
8. Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надежней будет запоминание.
9. Иногда удобно использовать мнемотехнику — искусственные приемы запоминания. Например, набор бессмысленных слогов «ри-ка-ку-по-лу-ша» можно запомнить, связав их в искусственное предложение «Присказку послушай».
Большую часть занятий в вузе составляют лекции. Совершенно очевидно, что уметь конспектировать слова лектора — просто необходимо учащемусяу. Основные приемы конспектирования можно условно разделить на три группы:
1. Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.
2. Переработка фразы. Говорят, что это самые эффективные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста).
3. Вооружайтесь фломастерами, маркерами, цветными ручками и карандашами — и все довольно просто: рубрикация, выделение цветом существенных деталей, изменение цвета в зависимости от важности текста и по соответствию частей текста.
Готовясь к семинарским занятиям или экзаменам, учащийся вынужден читать очень много обязательной и дополнительной литературы. Часто бывает нужно найти необходимую информацию в большом объеме материала или уяснить общий смысл книги или статьи. В таких случаях незаменимым становится скорочтение. Выделяются следующие принципы быстрого чтения:
• Использовать только зрение, не повторяя про себя текст.
• Воспринимать слово не по буквам, а как отдельный знак.
• Воспринимать одновременно несколько слов или фраз.
• Двигаться взглядом не по строчкам, а по середине страницы сверху вниз, используя так называемое периферическое зрение.
• Не возвращаться к уже прочитанному во время чтения.
Медленное чтение призвано помочь творчески воспринимать информацию, предлагать новые идеи и складывается из трех частей:
• Узнать — определить практическую ценность нового материала, выявить его связи, превратить его в часть собственных знаний.
• Уплотнить — обдумать материал, сжать информацию до минимального объема, не потеряв сути. • Творчески осмыслить — для этого можно:
• перепланировать материал, то есть установить в тексте новые связи;
• сделать новые выводы, следующие из высказанных автором идей;
• объяснить факты с иной точки зрения, выработать собственную позицию.
«Финские исследователи предлагают следующую классификацию видов чтения:
• По исковое. Отыскивая в книге нужное место, мы просто скользим взглядом по середине строк, стараясь вовремя заметить нужную информацию. На остальной текст внимание практически не обращается, и он не запоминается.
• Выборочное. Оно полезно для общего знакомства с текстом, чтобы определить, стоит ли его читать. Зачастую из начальных фраз можно уяснить, о чем предстоит разговор.
• Беглое. Здесь потребуется навык скорочтения. Цель — уяснить главное, не останавливаясь на второстепенном.
• Углубленное. Это самый серьезный вид чтения. Его задача — понять и запомнить прочитанное. Перед углубленным чтением постарайтесь сосредоточиться и бегло просмотреть текст, отметьте ключевые слова, выделите самое важное. Примерно через каждую четверть часа углубленного чтения снова пробегите глазами прочитанное, отмечая самое важное. После этого кратко запишите выводы»
Как составлять конспект.
• читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;
• если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;
• наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;
• в конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;
• составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;
• располагайте абзацы ступеньками, применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.
Реферат - от латинского слова «докладываю», «сообщаю» — это краткое сообщение содержания какого-то произведения или нескольких произведений с целью освещения какой-либо темы, проблемы.
Как работать над рефератом:
• продумайте тему своей работы, определите ее содержание в общих чертах, набросайте предварительный план;
• составьте список литературы, которую следует прочитать. Отмечайте и выписывайте все то, что, на ваш взгляд, может пригодиться впоследствии;
• разработайте как можно более подробный окончательный план, указав возле всех пунктов, откуда можно взять материал;
• во вступлении к работе раскройте значение ее темы;
• последовательно раскрывайте все предусмотренные планом положения, обосновывайте их, подкрепляйте конкретными примерами и фактами;
• проявите свое личное отношение;
• старайтесь писать грамотно, точно, кратко; не допускайте повторений и пустословия;
• делайте ссылки на произведения, откуда берете цитаты и факты в подстрочных и пронумерованных сносках;
• в конце работы сделайте обобщающий вывод;
• перечитайте свою работу, устраните недостатки.
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ВОЛЮ
1. Понаблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
2. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!
3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовься к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе».
4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого (Ю. М. Орлов назвал его «человеком привычки»), от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он — это не ты!
5. Пользуйся любым благоприятным случаем, чтобы привести в действие раз принятое решение. Здесь и теперь, а не там и тогда.
6. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе. Один «срыв» — это совсем не повод ставить крест на начатой работе с собой.
7. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями. Награждай себя (конфетой, стаканом колы, лишней четвертью часа за компьютерной игрой) за достигнутый успех.
Учеба в вузе немыслима без постоянных умственных усилий, без активной мыслительной работы. Ум - это одновременно и инструмент для усвоения нового и решения разнообразных проблем, и продукт, результат, который, возникает в процессе человеческой деятельности.
1. Учащемуся следует специально заботиться о развитии своего ума постоянно оттачивать этот инструмент, развивать соответствующие свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуйся любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно, ведь в течение жизни мы используем лишь жалкую часть ресурсов нашего мозга.
3. Не унывай, если ты соображаешь не так быстро, как некоторые из твоих товарищей. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта — это не клеймо на человеке. Все поддается развитию, надо только постараться.
4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? Как? А могло быть иначе? В чем причины? Каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но и не принижай свои возможности.
6. Одно из самых главных достоинств ума — способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
7. «Не позволяй твоему языку опережать твою мысль», — советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: «Где мало слов, там вес они имеют». Лучше задумчивое молчание, чем бездумная болтовня.
Ум получает возможность развития тогда, когда постоянно решает задачи, поставленные перед ним обстоятельствами. Процесс получения нового знания всегда сопровождается поиском нужной информации, преодолением трудностей при решении разнородных задач. Существуют общие правила реализации указанного процесса.
КАК РЕШАТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении или расширении рамок условия.
2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность? почему они не годятся?
6. Призови на помощь свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.