Разделы сайта

Главная

Экзамены

КАК УСПЕШНО И БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ И ЗАЧЕТЫ

(советы психолога по подготовке и прохождению централизованного тестирования, сдаче экзаменов)

Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека, которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельности. Психологическая готовность является результатом достаточно длительного процесса подготовки.

Централизованное тестирование (ЦТ) рассматривается как сложный вид деятельности, который носит стрессовый характер, требует мобилизации ресурсов психики. Помимо проверки содержания знаний по учебным дисциплинам, происходит проверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.

Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к централизованному тестированию необходимо рассмотреть специфику предстоящей деятельности.

Особенности процедуры централизованного тестирования

  • Результаты ЦТ определяют положение ученика в школе и в будущей жизни.
  • Во время ЦТ происходит своеобразное психологическое давление на ученика (не подведи), возникает боязнь быть неуспешным, необходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.
  • ЦТ предполагает проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.
  • ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.
  • Во время ЦТ присутствуют незнакомые люди, которые строго контролируют процедуру экзамена.
  • Организация ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.
  • Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.
  • Процедура ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.
  • Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.

Правила подготовки к экзаменам

  1. Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
  2. Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
  3. Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
  4. Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха
  5. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).
  6. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
  7. Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:
    • тип запоминания информации (зрительный – все читать самому, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);
    • тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику – осознать ответственность деятельности; меланхолику – верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику – самоконтроль времени)
  8. Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
  9. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.
  10. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.
  11. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.
  12. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
    • Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
    • В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета - вдох, на 2 счета - задержка дыхания, на 5-6 счетов - выдох), дышать животом в течение 1 мин..
    • Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
    • Использовать смехотерапию.
    • Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!
  13. Заботиться о своем здоровье:
    • Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий – 15-20 мин. активного отдыха).
    • Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.
    • Отдыхать на природе.

Накануне экзамена

  1. Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.
  2. Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудитория, место, необходимый материал (ручки).
  3. Подготовить все необходимое, одежду, настроиться на успех (все будет хорошо).
  4. Хорошо выспаться.
  5. Утром – проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая зарядка, завтрак.
  6. Рассчитать время, придти в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросы, очередь, поиск аудитории).

На экзамене

  1. Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное место, заполнить бланк…).
  2. Осмотреться и успокоиться.
  3. Сконцентрироваться:
    • Мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос
    • Сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю)
    • Сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4)
    • Провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.
  4. Контролировать время, распределив свою работу.
  5. Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).
  6. Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться, обратить внимание на обратные задания (не является).
  7. Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности (очень сложно - ?, средний уровень сложности - !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай (исключи самые не соответствующие ответы, из оставшихся - выбери тот, что ближе).
  8. Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.
  9. Доверять интуиции, включить в работу свое подсознание. 

Правила подготовки к зачетам и экзаменам

и корректного поведения при их сдаче преподавателям

• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на се­минаре), чтобы Вы точно знали, где что у Вас записано, и эта работа может занять много времени, но все осталь­ное — это уже технические детали (главное — это ориенти­ровка в материале!).

• Сама подготовка связана не только с «запоминани­ем» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность учащегося, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переос­мысление материала, и даже рассмотрение альтернатив­ных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход учащегося, но ведь и преподаватели бы­вают разными... Поэтому учащийся обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчест­во» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» — это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно — это очень сложная и важная для учащегося работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение мас­сы (точнее — «кучи») учебной информации. Если учащийся самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие учащиеся даже в собст­венных конспектах часто ориентируются очень плохо.

• Как это ни парадоксально, но использование «шпар­галок» часто позволяет отвечающему учащемуся лучше де­монстрировать свои познания (точнее — ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

• Если у учащийся имеется сильное несогласие с тем. что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что напи­сано в учебниках, то существует правило: сначала учащийся должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

• Если преподаватель, с точки зрения учащихся, необъ­ективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированно­го преподавателя может просто не оказаться... Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным пре­подавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие»).

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ

Учеба — это всегда большая нагрузка на память. Мно­гие учащиеся убеждены, что именно память самый важ­ный психический процесс, и если в ночь перед экзаменом как следует напичкать свою память необходимой инфор­мацией, то успех обеспечен. Возможно, за счет объем! кратковременной памяти в таком случае удастся сдать эк­замен. Но есть большие сомнения, что нужный материал сохранится в памяти надолго. Любопытно, что было бы если бы экзамен провели повторно через неделю? Дума­ется, ЧТО УЧАЩИЙСЯ, ГОТОВИВШИЙСЯ ТОЛЬКО ОДНУ H0ЧЬ вспомнил бы только ничтожно малую часть информации Усвоение материала предполагает задействование не только кратковременной памяти, но и внимания, мышления, воображения, а самое главное — системности в работе.

1. Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель— запомнить надолго, лучше навсегда. Уста­новка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания. Осознай, для чего тре­буется запомнить изучаемый материал. Чем важнее по­ставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запо­минание.

2. Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глуб­же следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмо­циональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится.

3. Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Отка­жись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Последовательность работы примерно такова: 1) понять; 2) установить логическую по­следовательность; 3) разбить материал на части и найти в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт»; 4) за­помнить именно их и использовать как «вешки»-ориентиры. Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс-минус 2 единицы информации в среднем может одновременно ухватить наша память.

4. Если выполнение какого-либо задания прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с заданиями, благо­получно выполненными (эффект Зейгарник).

5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще. Оптимальный промежуток между прочтениями ко­леблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истече­нии 16 часов часть текста забывается.

6. Заданный учебный материал лучше повторять по «го­рячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и с утра. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное — постараться сразу же запомнить что-нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику после математики, а политологию после социологии.

7. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец ин­формации, а середина «выпадает».

8. Настоящая мать учения не повторение, а примене­ние. Чем больше будет найдено возможностей включить за­поминаемый материал в практическую деятельность, пора­ботать с ним, тем глубже и надежней будет запоминание.

9. Иногда удобно использовать мнемотехнику — искус­ственные приемы запоминания. Например, набор бессмысленных слогов «ри-ка-ку-по-лу-ша» можно запомнить, связав их в искусственное предложение «Присказку послушай».

Большую часть занятий в вузе составляют лекции. Со­вершенно очевидно, что уметь конспектировать слова лектора — просто необходимо учащемусяу.   Основные приемы конс­пектирования можно условно разделить на три группы:

1. Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипе­раббревиатуру терминов (когда начальная буква обводит­ся линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.

2. Переработка фразы. Говорят, что это самые эффек­тивные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведе­ние фразы к эквивалентному виду, использование контек­ста).

3. Вооружайтесь фломастерами, маркерами, цветны­ми ручками и карандашами — и все довольно просто: руб­рикация, выделение цветом существенных деталей, изме­нение цвета в зависимости от важности текста и по соот­ветствию частей текста.

Готовясь к семинарским занятиям или экзаменам, учащийся вынужден читать очень много обязательной и допол­нительной литературы. Часто бывает нужно найти необхо­димую информацию в большом объеме материала или уяснить общий смысл книги или статьи. В таких случаях незаменимым становится скорочтение. Выделяются следующие принципы быстрого чтения:

• Использовать только зрение, не повторяя про себя текст.

• Воспринимать слово не по буквам, а как отдельный знак.

• Воспринимать одновременно несколько слов или фраз.

• Двигаться взглядом не по строчкам, а по середине страницы сверху вниз, используя так называемое перифе­рическое зрение.

• Не возвращаться к уже прочитанному во время чте­ния.

Медленное чтение призвано помочь творчески воспри­нимать информацию, предлагать новые идеи и складыва­ется из трех частей:

• Узнать — определить практическую ценность нового материала, выявить его связи, превратить его в часть соб­ственных знаний.

• Уплотнить — обдумать материал, сжать информацию до минимального объема, не потеряв сути. • Творчески осмыслить — для этого можно:

• перепланировать материал, то есть установить в тексте новые связи;

• сделать новые выводы, следующие из высказанных автором идей;

• объяснить факты с иной точки зрения, выработать собственную позицию.

«Финские исследователи предлагают следующую классификацию видов чтения:

• По исковое. Отыскивая в книге нужное место, мы просто скользим взглядом по середине строк, стараясь во­время заметить нужную информацию. На остальной текст внимание практически не обращается, и он не запомина­ется.

• Выборочное. Оно полезно для общего знакомства с текстом, чтобы определить, стоит ли его читать. Зачас­тую из начальных фраз можно уяснить, о чем предстоит разговор.

• Беглое. Здесь потребуется навык скорочтения. Цель — уяснить главное, не останавливаясь на второсте­пенном.

• Углубленное. Это самый серьезный вид чтения. Его задача — понять и запомнить прочитанное. Перед углубленным чтением постарайтесь сосредоточиться и бегло просмотреть текст, отметьте ключевые слова, выделите са­мое важное. Примерно через каждую четверть часа углуб­ленного чтения снова пробегите глазами прочитанное, от­мечая самое важное. После этого кратко запишите выво­ды»

Как составлять конспект.

• читая изучаемый материал в первый раз, подразде­ляйте его на основные смысловые части, выделяйте глав­ные мысли, выводы;

• если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;

• наиболее существенные положения изучаемого мате­риала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;

• в конспект включаются не только основные положе­ния, но и доводы, их обосновывающие, конкретные фак­ты и примеры, но без их подробного описания;

• составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;

• располагайте абзацы ступеньками, применяйте цвет­ные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения зна­чимых мест.

Реферат - от латинского слова «докладываю», «сооб­щаю» — это краткое сообщение содержания какого-то произведения или нескольких произведений с целью освещения какой-либо темы, проблемы.

Как работать над рефератом:

• продумайте тему своей работы, определите ее содер­жание в общих чертах, набросайте предварительный план;

• составьте список литературы, которую следует прочитать. Отмечайте и выписывайте все то, что, на ваш взгляд, может пригодиться впоследствии;

• разработайте как можно более подробный оконча­тельный план, указав возле всех пунктов, откуда можно взять материал;

• во вступлении к работе раскройте значение ее темы;

• последовательно раскрывайте все предусмотренные планом положения, обосновывайте их, подкрепляйте кон­кретными примерами и фактами;

• проявите свое личное отношение;

• старайтесь писать грамотно, точно, кратко; не допус­кайте повторений и пустословия;

• делайте ссылки на произведения, откуда берете цита­ты и факты в подстрочных и пронумерованных сносках;

• в конце работы сделайте обобщающий вывод;

• перечитайте свою работу, устраните недостатки.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ВОЛЮ

1. Понаблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.

2. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиг­рать», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!

3. Борись с недостатками путем их замены достоинст­вами. Готовься к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: «Путь, усыпанный цветами, ни­когда не приводит к славе».

4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрени­ем, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого (Ю. М. Орлов назвал его «человеком привычки»), от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он — это не ты!

5. Пользуйся любым благоприятным случаем, чтобы привести в действие раз принятое решение. Здесь и те­перь, а не там и тогда.

6. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратеги­ческой победе. Один «срыв» — это совсем не повод ставить крест на начатой работе с собой.

7. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями. Награждай себя (конфетой, стаканом колы, лишней четвертью часа за компьютерной игрой) за достигнутый успех.

Учеба в вузе немыслима без постоянных умственных усилий, без активной мыслительной работы. Ум - это од­новременно и инструмент для усвоения нового и решения разнообразных проблем, и продукт, результат, который, возникает в процессе человеческой деятельности.

1. Учащемуся следует специально заботиться о развитии своего ума постоянно оттачивать этот инструмент, развивать соответствующие свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.

2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуйся любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно, ведь в течение жизни мы использу­ем лишь жалкую часть ресурсов нашего мозга.

3. Не унывай, если ты соображаешь не так быстро, как некоторые из твоих товарищей. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышле­ния. Низкий уровень интеллекта — это не клеймо на чело­веке. Все поддается развитию, надо только постараться.

4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуа­ции, явления. Все время ставь перед собой вопросы: поче­му? Как? А могло быть иначе? В чем причины? Каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.

5. Относись самокритично к своему уму и доброжела­тельно к умственной деятельности других. Осознавай гра­ницы своих знаний, своей компетентности, но и не при­нижай свои возможности.

6. Одно из самых главных достоинств ума — способ­ность к сосредоточению внимания. Учись концентриро­вать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!

7. «Не позволяй твоему языку опережать твою мысль», — советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: «Где мало слов, там вес они имеют». Лучше задумчивое молчание, чем бездумная болтовня.

Ум получает возможность развития тогда, когда посто­янно решает задачи, поставленные перед ним обстоятель­ствами. Процесс получения нового знания всегда сопро­вождается поиском нужной информации, преодолением трудностей при решении разнородных задач. Существуют общие правила реализации указанного процесса.

КАК РЕШАТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Четко осознай условия задачи. Точно определи грани­цы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении или расширении ра­мок условия.

2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может зву­чать по-другому?

3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.

4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.

5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализи­руя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность? по­чему они не годятся?

6. Призови на помощь свое подсознание. Если ты дол­го ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безу­спешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то вре­мя, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наи­лучший результат.