ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ УЧАЩИХСЯ ГУО "ТРОСТИНСКАЯ БАЗОВАЯ ШКОЛА" В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2023 ГОДА
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи является одним из приоритетных направлений социальной политики, важным аспектом образовательной деятельности, который позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Каникулы – важный период в жизни детей и подростков. Для педагогов это время связано с особой ответственностью.
Как свидетельствует опыт работы по организации занятости детей, оставление детей и подростков без педагогического влияния в летнее время чревато разного вида неприятностями: в условиях избытка свободного времени и отсутствия контроля взрослых возникают условия для их асоциального поведения, приобщения к курению, злоупотреблению алкоголем, организации опасных забав, ведущих к травматизму, совершению противоправных действий. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям.
Поэтому очень важно качественно и ответственно решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы обучающиеся хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых. Важно также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения имеющихся средств и сил (материальных, финансовых, творческих и т.д.).
Учреждение образования по-прежнему остается главным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей, организуя не только социальную защиту, работу по профилактике преступлений и правонарушений учащихся, но и способствуя творческому развитию, обогащению духовного мира и интеллекта детей и подростков, их социализации с учетом реалий современной жизни через организованные формы.
При организации работы в летний период 2023 года особое внимание в учреждении уделяется детям из неполных, многодетных семей, а также детям, находящимся в социально опасном положении.
Программа по организации оздоровления и занятости учащихся государственного учреждения образования «Тростинская базовая школа» в летний период 2023 года (далее – Программа) определяет цели, задачи и направления системы оздоровления, отдыха и занятости детей и молодежи.
Программа включает комплекс мер по организации оздоровительной кампании по всем стратегическим направлениям: организационно-методическую работу, организацию трудовой занятости, организацию оздоровительного лагеря, профилактическую работу с несовершеннолетними, организацию совместной работы с заинтересованными ведомствами.
Программа предполагает организацию воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для полноценного отдыха, трудовой деятельности и развития личности каждого обучающегося.
Настоящая программа разработана в соответствии с:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией Республики Беларусь;
Кодексом Республики Беларусь об образовании, другими нормативно-правовыми актами.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание единого воспитательного пространства, необходимых условий для организации оздоровления, отдыха и занятости детей в летний период, также создание условий, обеспечивающих разностороннее социальное развитие детей; развитие их навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени.
ЗАДАЧИ ПРОГРАМЫ:
1. Увеличение количества обучающихся, охваченных организованными формами отдыха и занятости.
2. Формирование системы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей на основе национально-исторических и социально-культурных традиций и особенностей района.
3. Организация свободного времени учащихся в летний период через различные виды деятельности: досуговую, трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую.
4. Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, содействие получению ими определенных навыков организации здорового образа жизни, соблюдения моральных норм, правильных коммуникативных отношений, бережного отношения к природе, развитие навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени.
5. Стопроцентный охват летним отдыхом детей, состоящих на различных видах учета, предотвращение совершения ими правонарушений и преступлений, обеспечение социальной защищенности детей.
6. Формирование у обучающихся стойкой гражданской и патриотической позиций, основ национального самосознания, привитие учащимся любви к Родине, исторической памяти страны, долгу.
7. Проведение профилактических мероприятий по правилам поведения в общественных местах, дорожного движения, пожарной и электробезопасности, поведению на воде путём организации воспитательных мероприятий, бесед, просмотров видеороликов, распространения тематических листовок.
8. Укрепление взаимодействия государственных и общественных организаций, других заинтересованных структур в решении проблем организации летней занятости учащихся.
9. Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей и подростков во время летних каникул.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
Учреждение общего среднего образования во взаимодействии с заинтересованными ведомствами, учреждениями культуры, обучающиеся, родители (законные представители).
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
июнь-август 2023 г.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД:
1. оздоровительное,
2. профилактическое,
3. патриотическое,
4. досуговое,
5. трудовое,
6. спортивно-оздоровительное,
7. туристско-краеведческое,
8. экологическое,
9. профориентационная работа,
10. мероприятия, посвященные Году мира и созидания,
11. приобщение воспитанников к соблюдению правил безопасной жизнедеятельности и соблюдению здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1.Подготовительный этап.
Планирование.
2.Организационный этап. Комплектование ученических формирований, лагерей (с дневным пребыванием, с круглосуточным пребыванием), подбор кадров для летней оздоровительной кампании, проведение семинаров с педагогами.
3. Основной этап
Работа по направлениям:
- оздоровительное (оздоровление в лагерях с дневным и круглосуточным пребыванием);
- профилактическое (организация летней занятости учащихся, признанных в социально опасном положении);
- патриотическое (оказание помощи ветеранам труда, одиноко проживающим пожилым людям; уход за захоронениями воинов, погибших в Великой Отечественной войне; участие в акциях и конкурсах патриотической направленности);
- досуговое (работа занятий по интересам, студенческого отряда, волонтерского отряда);
- трудовое (ученические производственные бригады, вторичная трудовая занятость);
- спортивно-оздоровительное (работа школьного стадиона и игровой площадки, товарищеские встречи по видам спорта, спортландии);
- туристско-краеведческое (экскурсии, походы);
- экологическое (экологические акции);
- профориентационная работа (экскурсии в организации);
- мероприятия, посвященные Году мира и созидания (тематические выставки литературы и детского творчества, просмотры видеофильмов, благоустройство территорий);
- приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасной жизнедеятельности и соблюдению здорового образа жизни (проведение обучения и проверки знаний правил безопасного поведения, тематических конкурсов).
4.Заключительный этап.
Подведение итогов: педагогический совет, совещания при руководителе.
Механизм реализации.
1.Защита программы летнего отдыха учреждением образования.
2.Организация сотрудничества с учреждением культуры, общественными объединениями и другими заинтересованными организациями и учреждениями.
3. Организация выездов на оздоровление (в лагерь с круглосуточным пребыванием в д. Ветка).
4. Создание трудовых формирований учащихся.
5. Организация работы службы социально-педагогической помощи.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1.Активизация деятельности учреждения образования по развитию детского отдыха и занятости учащихся.
2.Повышение качества содержания воспитания в оздоровительном лагере, организационных форм, методов летнего оздоровления и занятости учащихся.
3.Создание условий для активного отдыха и развития учащихся, занятости их в трудовой, экологической и спортивной деятельности.
4.Совершенствование научно-методического и информационного обеспечения летней оздоровительной кампании.
5.Организация сотрудничества с заинтересованными структурами в области организации и содержательного наполнения летнего отдыха учащихся.
6.Уменьшение количества правонарушений, иных асоциальных проявлений в молодежной среде, случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
7.Повышение ответственности законных представителей несовершеннолетних учащихся за жизнь и поведение детей.